Смета доходов и расходов бюджетной организации. Некоммерческая организация: деятельность, бухгалтерский учет и налогообложение

Основным планово-финансовым документом для бюджетных и некоммерческих организаций (включая товарищества собственников жилья, или ТСЖ) является смета доходов и расходов. На основании этого документа ведётся и последующий бухгалтерский учёт. Чаще всего, данная смета составляется раз в году на основе предполагаемых расходов и поступлений денежных средств. Для бюджетных организаций, которые находятся в подчинении (в ведении) Минэкономразвития РФ, формирование сметы доходов и расходов проводится по образцу, представленному Минэкономразвития (в Приложении), утверждённому приказом № 241 в 2008 году. Для некоммерческих организаций типа ТСЖ (и подобных) строгой унифицированной формы нет.

Для альтернативы урожая частичный бюджет может быть реализован на основе одной схемы на акр или всей затронутой площади. Для альтернативы животноводству с частичным бюджетом можно было бы осуществлять в зависимости от каждого животного подразделения или целого стада или стада. Рамка частичного бюджета достаточно гибкая, чтобы допускать такие изменения.

Обеспечение точного частичного бюджета

Значение анализа частичного бюджета сильно зависит от качества информации, используемой в анализе. Необходим доступ к хорошей производственной системе, хорошей финансовой отчетности и бизнес-бюджетам. Существует несколько способов убедиться в том, что вы используете реалистичные и точные цифры для изменений затрат и доходов в ваших анализах.

В категорию некоммерческих организаций водят те официально зарегистрированные в этом статусе сообщества, цель которых не связана с зарабатыванием денег. Чаще всего, они представляют сферы культуры, здоровья, религии, спорта и т. п. Однако целевое назначение рода деятельности не означает отказа от необходимости контролировать суммы поступлений и расходов - для функционирования любой организации необходимы финансы, пребывающие в функциональном движении. Смета доходов и расходов в некоммерческих организациях играет роль документа, помогающего планировать бюджетные изменения на следующий выбранный период.

Проведите исследование в Интернете, чтобы сравнить затраты и оценить потенциальную доходность. Поговорите с производителями, которые испытывают альтернативу, которую вы рассматриваете. Сделайте свой местный продюсерский офис.

  • Просмотрите свои фактические расходы за предыдущие годы.
  • Получите информацию о расходах от нескольких поставщиков.
  • Изучите цены на потенциальные рынки.
Когда вы разговариваете с менеджерами фермы или фермерами, которые уже внесли аналогичные изменения в то, что вы рассматриваете, вы также можете узнать о том, что они хотели бы сделать по-другому, о проблемах, с которыми они столкнулись, или о тех успехах, которые они они достигли.

Для осуществления полноценной и бесперебойной деятельности НКО документ является обязательным.

Таким образом, сметой доходов и расходов здесь называется план поступления и расходования денежных средств, составленный на какой-то определённый промежуток времени. Поступать средства для НКО могут в виде:

  • членских и/или вступительных взносов,
  • процентов от вкладов и средств, полученных от внереализационных операций,
  • взносов учредителей,
  • благотворительности, добровольных пожертвований физических и/или юридических лиц,
  • целевых поступлений, например, путём присуждения грантов, сделанных от физических и/или юридических лиц,
  • ассигнований из бюджетов различного уровня,
  • доходов, полученных от предпринимательской деятельности (когда такая деятельность НКО направляется на достижение прямых целей).

Направления расходования средств обеспечивают деятельность самой НКО, хозяйственные нужды, аренду помещений, оплату административной работы руководства и др.

При анализе частичного бюджета важно определить эти числа в анализе, которые можно рассматривать как «жесткие показатели». Жесткими индикаторами являются те элементы, которые имеют значения стоимости или дохода, которые могут быть назначены с высокой степенью определенности. С другой стороны, могут быть элементы «мягких индикаторов», о которых вы не менее уверены. В этих ситуациях вы должны включить свои лучшие вычисления в анализ частичного бюджета, а затем настроить их, чтобы увидеть, сколько вам потребуется изменить бюджет, прежде чем передумать о принятии альтернативы.

Подобное сметное планирование может описывать либо деятельность организации в целом, либо её отдельные проекты, на которые тоже составляется смета доходов и расходов. Строится данный документ, исходя из данных бухгалтерского учёта, которые берутся в качестве основы для ориентировочного заполнения по приходу-расходу средств. В результате по полученному документу можно судить о том, насколько обоснованно и целесообразно расходуются средства с учётом ожидаемого объёма их поступлений.

Также может быть полезно использовать «наихудшие» номера для «наилучшего случая» и установить диапазон для частичного анализа бюджета. хороший анализ частичного бюджета должен основываться на жестких показателях, обеспечиваемых бизнес-бюджетами и точных производственных и финансовых отчетах.

Формат частичного бюджета

Пример типичного формата частичного бюджета, который вы можете использовать, чтобы помочь вам организовать информацию для вашего собственного анализа, можно найти в таблице. Частичный бюджет является простым, но мощным для управления сельским хозяйством. Этот формат обеспечивает систематический способ организации изменений в стоимости и прибыльности информации и сравнения альтернатив.

Составляет смету доходов и расходов НКО лицо, выполняющее функции бухгалтера.

В некоммерческой организации это либо сам бухгалтер, либо руководитель - главное должностное лицо организации, - которое в обязательном порядке подписывает смету, независимо от того, кто именно был её составителем. Подпись на бланке свидетельствует о действительности документа и о воплощении запланированных бюджетных изменений. Печать рядом с подписью необходима только в том случае, если данное условие прописано в нормативных актах НКО.

Существует семь шагов для разработки частичного бюджета. Эти шаги включают в себя ответы на четыре основных вопроса частичного бюджета, найденные на стр. 5, и организацию информации в формате, таком как таблица 3, что облегчает анализ и сравнение альтернатив.

Шаг 1: Укажите предлагаемое изменение. Важно четко понимать точную альтернативу, которую вы рассматриваете, особенно если вы делитесь своими результатами с другими лицами, принимающими решения, или обсуждаете свои варианты с вашим банком или другим консультантом. Вы можете оценить несколько альтернатив, но анализ каждого из них должен проводиться в отдельном частичном бюджете. Ясность на этом этапе поможет вам выполнить другие шаги. Добавьте дату к просмотру. Хотя вы можете принять решение не вносить никаких изменений в настоящее время, эта оценка может послужить хорошей отправной точкой для аналогичного анализа в будущем.

Смета может составляться на любой период, но чаще всего, таким периодом становится годовой отрезок (реже - квартал или месяц).

Выбранный промежуток времени включает стандартный перечень статей доходов/расходов, характерный для той или иной организации. Для непредвиденных расходов в смете отводится отдельная строка.

Если смена составлена на год, то в течение всего года финансовая администрация организации стремится к реализации указанных в смете данных, а по окончании года - проводит анализ, демонстрирующий уровень исполнения запланированного.

Шаг 2: Составьте список дополнительных затрат. Начните с определения всех общих областей, где расходы будут увеличиваться, если изменение будет принято. Обязательно тщательно проанализируйте альтернативу, чтобы лучше контролировать все источники дополнительных затрат. Дополнительные расходы могут означать использование дополнительных объемов некоторых из тех же ресурсов, которые вы используете в настоящее время или используете новые. Также может увеличиться качество конкретного входа. Может потребоваться новое оборудование.

Бизнес-бюджеты очень полезны для завершения этого шага. Шаг 3: Перечислите уменьшенный доход. Определенные виды дохода могут быть уменьшены или устранены в результате выбора конкретной альтернативы. Даже если вы производите один и тот же продукт, в результате изменения может быть уменьшено количество или качество вашей продукции. Если вы собираетесь менять компании, вам необходимо рассмотреть возможность удаления продуктов, которые в настоящее время производятся.

Фактические суммы анализируются по каждой прописанной в смете статье доходов/расходов.

Сравнительный анализ фактических и предполагаемых сумм позволяет избежать отклонений и бюджетных недостатков при составлении документа на следующий период.

Состав и оформление сметы доходов и расходов НКО

Для НКО не предусмотрена стандартная форма составления сметы доходов и расходов, унифицированная на федеральном уровне. Отчасти это связано со спецификой целевого создания некоммерческих организаций, которые могут в своей деятельности значительно отличаться друг от друга по набору функций, преследуя очень разные задачи. В зависимости от набора этих задач организация и выбирает форму документа, его состав, структуру сметных показателей, принцип группировки и систему детализации доходов и расходов. При этом все приведённые сметные статьи сопровождаются расчётом или оправдательно-объяснительными документами.

Шаг 4: Перечислите дополнительный доход. Как и в шаге 3, некоторые виды дохода могут быть увеличены или инициированы в результате выбора конкретной альтернативы. Даже если вы производят один и тот же продукт, в результате изменения может быть увеличено количество или качество вашей продукции. Если вы собираетесь менять компании, тогда вам нужно принимать во внимание продукты, которые производятся, если вы примете изменения.

Шаг 5: Перечислите сокращенные затраты. Как и в шаге 2, начните с определения общих областей, в которых изменения могут снизить затраты. Тщательно проанализируйте альтернативу определения всех источников сокращения затрат. Сокращение затрат может означать использование меньших количеств некоторых из тех же ресурсов, которые вы используете в настоящее время или вообще удаляете некоторые предметы. Альтернатива может потребовать меньше труда, чем вы в настоящее время используете. Некоторое оборудование больше не требуется.


Большинство источников поступления средств на практике имеют нерегулярный характер. Однако величину поступлений из некоторых источников можно предположить с большей вероятностью, чем кажется на первый взгляд.

Во второй табличной части сметы представлены планируемые на период расходы.

И снова бизнес-бюджеты очень полезны для завершения этого шага. Шаг 6: Рассчитайте изменение в прибыли. После того, как вы завершили шаги 2-5, вы можете рассчитать предполагаемое изменение прибыли в результате принятия альтернативы. Шаги 2 и 3 обобщают элементы, которые оказывают негативное влияние на доходы, в то время как шаги 4 и 5 обобщают элементы, которые оказывают положительное влияние на доходы. Изменение поступлений заключается в вычете общих дополнительных затрат и сокращении поступлений от общих дополнительных доходов и снижении издержек.

В промежуточной строке итоговых доходов, помимо планируемых поступлений, отражается и та сумма, которая была зафиксирована в смете на начало сметного периода. После табличной части расходов итоговым остатком выносится сумма, которая перейдёт в первую строку сметы следующего периода.

Если вычисленное изменение результата положительно, вы все равно должны рассчитать, считаете ли вы, что это улучшение требует каких-либо сбоев в вашем бизнесе для его реализации. В некоторых случаях отрицательное изменение в доходах может оправдать внесение изменений, если оно оказывает относительно незначительное влияние и освобождает ресурсы для других целей.

Рассмотрим нематериальные аспекты. При рассмотрении альтернативы следует учитывать неэкономические соображения и другие факторы. Нематериальные элементы могут быть положительными или отрицательными и во многих случаях могут быть более важными, чем экономические соображения.

Состав и оформление смет бюджетной организации

В качестве образца для составления смет доходов и расходов бюджетных организаций, находящихся в сфере контроля Минэкономразвития, используют формы, утверждённые приказом № 241. Так для формирования такого рода смет бюджетные учреждения, представляют в Финдепартамент:

  • ожидаемые (предполагаемые) поступления финансов текущего учётного года, согласно разрешениям по кодам классификаций:
    • доходов (сюда же входят коды видов и подвидов доходов),
    • операций сектора госуправления,
  • планируемые расходы средств, ожидаемых в текущем году (по кодам операционных классификаций сектора госуправления).

Данная смета составляется в трёх экземплярах по образцу, представленному в Приложении 5. В её доходную часть включается остаток средств, который образовался на начало периода (финансового года). Оплата тех налогов, которые не включаются в состав расходов, вносятся с «минусом» по соответствующим им кодам доходов бюджетов. К таким налогам относятся НДС и налог на прибыль.

Обратите внимание, что нематериальные элементы, как правило, сосредоточены на показателях качества жизни, которые часто трудно или невозможно количественно оценить в экономическом отношении. Частичный бюджет не учитывает изменения стоимости денег с течением времени. Если анализ сосредоточится на эффектах, которые происходят более года или двух в будущем, тогда вы должны использовать подход с капитальным бюджетом, где будущие денежные потоки дисконтируются для учета их самого низкого значения в сравнении с долларами текущего года.

Этот процесс включает использование анализа чистой текущей стоимости для оценки распределения капитальных ресурсов между проектом и инвестиций, которые конкурируют за них. Бюджет капитала используется для формирования внутренних ставок доходности и периодов восстановления инвестиций, которые обычно используются для классификации вариантов инвестиций. Процесс бюджетирования капитала выходит за рамки настоящей публикации, но его следует рассматривать для любых крупных капиталовложений, которые включают в себя выгоды и издержки, которые происходят в течение длительного периода времени.


Подразделения структур загранаппарата представляют в Финдепартамент в 2-х экземплярах сметы, соответствующие доведённым лимитами средств, полученным от разрешённой деятельности, с приведёнными расчётами и обоснованиями. Форма для образца документа представлена в Приложении 6 Приказа.

Киме, старший помощник по продлению; и Джеффри Хайд, профессор экономики сельского хозяйства. Савирофа, продюсера-педагога в графстве Сомерсет. Эта публикация была разработана Проектом среднего и малого сельского хозяйства штата Пенсильвания при поддержке Службы расширения Министерства сельского хозяйства.

Закон о финансовой ответственности и последствия для кадрового и инвестиционного расходов в муниципалитетах Минас-Жерайс: исследование с данными динамической группы. В настоящем исследовании было проведено исследование возможных последствий Закона о финансовой ответственности за поведение муниципалитетов Минас-Жерайса. Первоначально в муниципалитетах Минас-Жерайса было выявлено сближение кадровых расходов. Кроме того, также наблюдается процесс конвергенции инвестиционных расходов с относительным уменьшением их стоимости.

В верхней, головной, части этой сметы, помимо полей для наименования должностного лица, даты утверждения документа и указания организации - получателя бюджетных средств, присутствуют табличка с указанием кодов:

  • Код ОКПО - общероссийского классификатора предприятий/организаций. Позволяет определить сферу деятельности организации, являясь отраслевым показателем. Код состоит из семи цифр и не может повторяться для разных организаций. Благодаря ему происходит идентификация бизнес-субъектов, совмещаются и упорядочиваются данные о них в государственных инфосистемах.
  • Код ППП - перечень прямых получателей. 3-значный код глав министерств и ведомств.
  • Код ОКЕИ - по общероссийскому классификатору единиц измерения указывает код валюты, в которой приводится смета. Эта же единица измерения вписывается рядом с показателями кодировки.


Эконометрическая методология была основана на динамической панели. Ключевые слова: Закон о финансовой ответственности, муниципальные финансы, динамическая панель. Настоящий документ направлен на анализ воздействия Закона о финансовой ответственности на общие расходы в муниципалитетах штата Минас-Жерайс, Бразилия. Для достижения целей статьи мы проанализировали ситуацию до и после Закона с использованием динамической панели. Была выявлена ​​тенденция к сближению расходов персонала между Минас-Жерайсом и муниципалитетами, а также удалось определить процессы конвергенции инвестиций с относительным снижением их общей стоимости. с конвергенцией и увеличением расходов на персонал, с другой, с ограничениями на кредитные операции, предусмотренные законом.

В табличной части как в статьях дохода, так и в статьях расхода, напротив каждого наименования в первой колонке вписывается принятый код статьи и подстатьи.



Специфика сметных расчётов ТСЖ

Жилищным кодексом РФ (статья 151) определены виды средств, которые могут поступать на счета ТСЖ. В целом они аналогичны доходным средствам любой некоммерческой организации. Среди доходных средств ТСЖ -

В этом контексте большинство основных источников доходов небольших муниципалитетов основаны на передаче налоговых поступлений от соответствующего государства и федерального правительства. В этой институциональной среде заслуживают внимания два факта. Чтобы избежать чрезмерного заимствования, он также предусматривал соотношение 1, 2 между чистой консолидированной задолженностью и текущим доходом. Кроме того, он устанавливает годовые финансовые показатели и требование представлять ежеквартальные отчеты о последующих действиях.

Он также установил механизмы контроля государственных финансов в избирательные годы и запретил финансовую помощь между Союзом и субнациональными правительствами, а также наказание, если установленные стандарты не выполняются. В этом смысле введение верхнего предела стимулировало увеличение такого рода расходов для большинства муниципалитетов, которые представляли затраты намного ниже потолка. С этой целью автор проанализировал расходы на социальные, инфраструктурные и накладные расходы - и по категориям - бюджетные, текущие, кадровые, капитальные, проценты и задолженность, расходы на инвестиции и амортизацию.

  • вступительные взносы в установленном товариществом размере (величина взносов заносится в Устав ТСЖ),
  • обязательные платежи,
  • доход от хозяйственной деятельности, к которой относится, например, сдача подвальных и полуподвальных территорий, работа обслуживающих бригад электриков, сантехников и т. п.,
  • субсидирование путём получения краевых грантов, программ модернизации и капремонта,
  • финансы собственного фонда товарищества (в случае создания его собственниками жилья).

В обязательную расходую часть сметы ТСЖ включаются затраты на:

Кроме основных расходов, возможные ещё траты на судебные издержки, страховки и кредиты. Благодаря увеличению внешних доходов (пожертвования, субсидирование) и аккуратному владению имуществом можно создать предпосылки для снижения расходной части и - как следствие - уменьшения размера взносов, взимаемых с владельцев квартир.

Получаемая от предпринимательской деятельности ТСЖ прибыль не разделяется между членами товарищества, поэтому есть возможность проводить налоговые отчисления по упрощённой схеме.

Для этого необходимо сразу создать не одну учётную книгу, а отдельные книги доходов и расходов для регистрации пришедших и потраченных средств целевого назначения. Средства, поступившие от членов ТСЖ, пожертвования, полученные предпринимательские доходы, которые вносятся в отдельные приходные книги, не подлежат налогообложению. Поэтому в доходно-расходной смете ТСЖ это тоже находит своё отражение.

Формат сметы ТСЖ может быть любым, но его нужно зафиксировать в уставном документе товарищества и утвердить на уровне руководства организации. При составлении смет надо принимать во внимание, что суммы должны фиксироваться с учётом НДС, что в расходную часть не вписывается стоимость услуг, которые оказываются владельцам квартир, но что должна присутствовать статья расходов по фондам - перечисления на ремонтные работы, счёт материальной поддержки, резервный счёт и др.

Основным документом, на основании которого некоммерческие организации осуществляют деятельность и, следовательно, организуют бухгалтерский учет, является смета доходов и расходов. Данный документ составляется, как правило, ежегодно исходя из сумм предполагаемых поступлений и направлений расходования имеющихся и поступивших денежных средств.

Напомним, что источниками финансирования деятельности некоммерческой организации могут быть:

Вступительные членские взносы;

Взносы учредителей;

Добровольные взносы и пожертвования от юридических и физических лиц;

Целевые поступления от юридических и физических лиц, в том числе от иностранных (включая гранты);

Ассигнования из бюджета;

Доходы от внереализационных операций;

Средства от собственной предпринимательской деятельности.

Какой-либо унифицированной формы сметы доходов и расходов, утвержденной на федеральном уровне и обязательной к применению всеми некоммерческими организациями, не существует. Это в значительной степени обусловлено тем, что некоммерческие организации могут создаваться для достижения различных задач и выполнять весьма различные функции даже в рамках одной формы сметы доходов и расходов. Следовательно, форма сметы, состав и структура показателей, а также система группировки и детализации данных должны разрабатываться самой некоммерческой организацией (органами управления) исходя из поставленных задач.

Примерная форма сметы доходов и расходов может иметь следующий вид (приведены условные данные) (см. табл. 2).

Таблица 2

Смета доходов и расходов

общественного объединения "________"

на 200___ год

(в тыс. руб.)

Наименование показателей

На 200___ год -всего:

В том числе по кварталам:

I. ДОХОДЫ

Остаток средств на 01.01.200__

Взносы учредителей

Вступительные взносы

Членские взносы

Добровольные пожертвования юридических лиц

Добровольные пожертвования физических лиц

Целевое финансирование

Поступления от предпринимательской деятельности

Итого доходов:

II. РАСХОДЫ

Заработная плата работников

Начисления на заработную плату (включая единый социальный налог и взносы в ФСС РФ)

Коммунальные расходы

Административные расходы

Хозяйственные расходы и расходы наремонт основных средств

Целевые расходы

Прочие расходы

Резерв непредвиденных расходов

Итого расходов

Остаток на 31.12.200___

Разумеется, работа по планированию поступлений и использованию полученных сумм не заканчивается только составлением сметы доходов и расходов. Каждая строка сметы должна быть подтверждена соответствующим расчетом или оправдательным документом. Приведем краткие рекомендации в отношении каждого вида доходов и расходов.

Доходная часть сметы:

1) взносы учредителей. Доходы этого вида не могут быть постоянными - они возникают только при создании некоммерческой организации и при увеличении ее уставного фонда за счет дополнительных взносов. В общем случае предельный срок внесения взносов учредителями не может превышать двенадцати месяцев с момента государственной регистрации организации в качестве юридического лица. Следовательно, на очередной финансовый год поступления по данной строке можно планировать в размерах, равных задолженности учредителей по состоянию на начало планируемого года, а период, в котором они могут поступить, не должен выходить за пределы срока внесения взносов, ограниченного законодательством. Основанием для планирования являются данные, взятые из учредительных документов, и информация о задолженности учредителей (если таковая имеется) по состоянию на начало планируемого года;

2) вступительные взносы. В отличие от взносов учредителей данный вид доходов может поступать в некоммерческую организацию в течение всего срока ее функционирования. Точное планирование этого вида доходов довольно затруднительно. Однако при определенной постановке аналитической работы на основании данных о количестве новых членов в предыдущие годы можно сделать достаточно удовлетворительный прогноз. В приведенном примере учтена общая тенденция, в соответствии с которой количество новых членов некоммерческой организации несколько возрастает в конце календарного года и уменьшается в его начале. Основанием для планирования является расчет, проведенный аналитиками некоммерческой организации;

3) членские взносы. Для данных примера условно принято, что поступления членских взносов будут одинаковыми в течение всего года. На практике, с учетом вновь вступивших в некоммерческую организацию членов и выбывших из нее, суммы поступлений могут быть подвержены существенным колебаниям. Таким образом, основанием для планирования могут быть только дополнительные расчеты, проведенные на основании анализа;

4) добровольные пожертвования юридических и физических лиц. Несмотря на кажущуюся неопределенность размеров таких поступлений, суммы доходов по данной строке можно определить с большой степенью точности. Это обусловлено тем, что добровольные пожертвования и целевые взносы являются основными источниками финансирования не столько текущих расходов некоммерческих организаций, сколько целевых программ и мероприятий. Общая сумма расходов на проведение тех или иных программ и мероприятий определяется на основании соответствующих расчетов. Следовательно, и суммы предполагаемых поступлений могут быть рассчитаны. Дальнейшее зависит от активности и профессионализма органов управления некоммерческой организации и отдельных специалистов. При хорошей работе необходимые суммы будут изысканы, и потребности в денежных средствах или иных активах будут удовлетворены полностью. Если же поиск добровольных жертвователей окажется неудачным, придется секвестировать расходную часть сметы, то есть выполнять только те мероприятия, которые обеспечены необходимыми средствами;

5) целевое финансирование. Планирование поступлений по данной строке доходов, как правило, трудностей не вызывает. Целевое финансирование чаще всего поступает от учредителей некоммерческих организаций под те задачи, для выполнения которых эти организации созданы. Процесс определения сумм целевого финансирования сложен и проходит несколько ступеней разработки, обоснования и утверждения. Как правило, доходы данного вида отражаются в смете доходов и расходов на основании информации пакета документов (смет, расчетов и т.п.), поступивших от организации или физического лица, являющихся отправителями средств;

6) поступления от предпринимательской деятельности. Доходы от предпринимательской деятельности, как уже отмечалось, возникают далеко не во всех некоммерческих организациях. Такой способ пополнения доходной части организации используется в случае, если прочие источники недостаточны для обеспечения всех потребностей организации или если эти источники являются нерегулярными. Доходы от предпринимательской деятельности также планируются на основе данных нескольких рабочих документов: бизнес-плана или иного аналогичного документа, в котором учтены расходы, включаемые в себестоимость продукции, работ или услуг, связанные с ее реализацией, а также доходы от реализации результата предпринимательской деятельности (продукции, работ или услуг). Полученная прибыль также может направляться исключительно на уставные цели. При этом некоммерческая организация может использовать только суммы чистой прибыли, остающиеся в ее распоряжении после уплаты налогов. Налогообложение прибыли от предпринимательской деятельности некоммерческих организаций в большинстве случаев осуществляется на общих основаниях;

7) строка "Итого доходов". По этой строке отражаются не только суммы предполагаемых к получению поступлений, но и переходящий остаток на начало планируемого года.

Расходная часть сметы.

1) заработная плата работников. Расходы на оплату труда, рассчитанные по тарифным ставкам или по иным формам и системам заработной платы, а также суммы расходов на оплату различных надбавок, доплат и компенсационных выплат отражаются в смете на основании данных разработанного и утвержденного штатного расписания некоммерческой организации, а также необходимых расчетов, прилагаемых к штатному расписанию. При разработке штатного расписания и расчетов к нему учитываются как общие размеры выплат, причитающихся работникам в соответствии с формой и системой заработной платы, принятой в организации, так и персональные размеры выплат, учитывающие уровень квалификации и опыта конкретных работников (надбавка за выслугу лет, профессиональное мастерство и т.д.);

2) начисления на заработную плату (включая единый социальный налог и взносы в ФСС РФ). Расчеты заработной платы производятся при разработке штатного расписания. Необходимость разделения расходов на оплату труда и начислений на эти расходы на два отдельных вида расходов обусловлена принятыми принципами формирования бухгалтерской и статистической отчетности, а также тем, что получателями средств являются принципиально разные адресаты (работники некоммерческих организаций и бюджеты);

3) коммунальные расходы. К данной строке расходов также необходимо приложить соответствующие расчеты. Эти расчеты производятся на основании данных заключенных договоров на поставку различных видов коммунальных услуг, а также приложений к этим договорам, в которых указываются объемы потребляемых услуг (по месяцам календарного года) и расценки на эти услуги. Как правило, в течение календарного года эти расходы распределяются неравномерно. В приведенном примере учтено увеличение расходов в зимний период и сравнительное сокращение в летний;

4) административные расходы. В этот вид затрат включаются канцелярские расходы, расходы по оплате командировок, консультационных, информационных и иных аналогичных услуг. Планирование расходов может осуществляться либо по нормативам от какой-либо базы (общей суммы расходов, расходов на оплату труда и т.п.) или посредством проведения специальных расчетов по каждому виду затрат;

5) хозяйственные расходы и расходы на ремонт основных средств. Хозяйственные расходы включают расходы на хозяйственное обслуживание (эксплуатацию зданий и сооружений, уборку территорий и помещений и т.п.). Этот вид затрат также может определяться по установленному нормативу. Что же касается ремонта, то он является планово-предупредительным, и, следовательно, на каждый год техническими службами организации разрабатывается пакет документов с указанием сроков проведения и вида ремонта, а также определяются потребности в денежных средствах и материально-производственных запасах, необходимых для проведения ремонта. Данные, необходимые для составления сметы, можно взять из этих документов. Кстати, новой редакцией гл.25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ хозяйствующим субъектам рекомендуется устанавливать нормативы расходов на ремонт основных средств в зависимости от их первоначальной или восстановительной стоимости. Этот же подход целесообразно использовать при установлении норматива хозяйственных расходов. В приведенном примере учтено, что на практике ремонт основных средств производится неравномерно в течение года, а именно: наибольший объем работ приходится на третий квартал;

6) целевые расходы. Этот вид расходов планируется одновременно с целевыми доходами. Необходимые данные можно получить из тех же документов, что и данные, необходимые для планирования соответствующей строки доходов. В учебных целях в примере приведены цифры, из которых можно сделать вывод о том, что размер поступлений будет существенно колебаться по кварталам года, а расходы будут равномерными. Это обычная практика: инвестор планирует перечисления исходя из своих возможностей, а задача некоммерческих организаций - обеспечить равномерное использование полученных средств, что предполагает накопление средств в одни периоды и превышение расходов над доходами в другие периоды;

7) прочие расходы. В эту строку при необходимости включаются затраты, не отраженные в других строках;

8) резерв непредвиденных расходов. Наличие данной строки в смете доходов и расходов не является обязательным. Целесообразность включения таких расходов может быть обоснована наличием подобных затрат в предыдущие отчетные периоды. Наиболее рациональным представляется установление резерва исходя из общей суммы расходов (без учета резерва). В примере этот норматив принят равным 2%.

Аналогичным порядком разрабатываются вспомогательные формы отчетных документов.