Доходы и расходы прихода: нет поводов для сенсаций. Какие налоги платит религиозная организация

Благосостояние православной церкви держится не только на немалой помощи государства, щедрости меценатов и пожертвованиях паствы - есть у РПЦ и свой бизнес. Но куда тратится заработанное, по-прежнему секрет

​Половину февраля предстоятель Русской православной церкви (РПЦ) патриарх Кирилл провел в дальних странствиях. Переговоры с папой римским на Кубе, Чили, Парагвай, Бразилия, высадка на остров Ватерлоо близ антарктического побережья, где российские полярники со станции Беллинсгаузен живут в окружении папуанских пингвинов.

Результаты показывают, что на продовольствие приходится только 24% расходов на потребительский баскетбол. Это может, однако, привести к экономическому росту, вызванному более низкими ценами на другие товары и повышению качества жизни поляков. Наконец, сбалансированная корзина для покупок не изменится значительно.

Возможность комментариев Налоги, поскольку доходы государственного бюджета были исключены. Согласно цитате Бенджамина Франклина, в жизни есть две вещи: смерть и налоги, важно задуматься над их значением. Некоторые даже добавляют, что смерть происходит хотя бы один раз, и мы платим налоги постоянно. Это истинное утверждение, поскольку налоги существуют с древности, и в наше время все обеспокоены.

Для путешествия в Латинскую Америку патриарх и примерно сто человек сопровождения пользовались самолетом Ил-96-300 с бортовым номером RA-96018, который эксплуатирует Специальный летный отряд «Россия». Это авиапредприятие подчиняется управлению делами президента и обслуживает первых лиц государства ().



Большая часть нашей зарплаты расходуется на налоги. Платя в магазине для покупок, мы также платим налоги, когда покупаем билет. Согласно Налоговому Распоряжению, налоги являются обязательными, не подлежащими возврату, публично-правовыми, законодательными и неоплачиваемыми денежными пособиями. Они выплачиваются Казначейству, воеводству, повяту или муниципалитету, хотя на самом деле в основном в интересах Государственного казначейства и муниципалитета. Они оплачиваются гражданином страны. Закон указывает, что налогоплательщик является физическим лицом, юридическим лицом или организационной единицей без правосубъектности, которая подлежит налоговой ответственности в соответствии с налоговым законодательством.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на российской станции Беллинсгаузен на острове Ватерлоо (Фото: Пресс-служба патриархии РПЦ/ТАСС)

Власти предоставляют главе РПЦ не только авиатранспорт: указ о выделении патриарху госохраны стал одним из первых решений президента Владимира Путина. Три из четырех резиденций — в Чистом переулке Москвы, Даниловом монастыре и Переделкино — предоставлены церкви государством.

Мы можем различать несколько видов налогов. Налоги являются основным источником доходов государственного бюджета. Они являются обязательными, бесплатными и бесплатными. Налоги могут быть разделены на те, которые влияют только на государственный бюджет, только на бюджет местных органов власти и тех, которые распределяются между государственным бюджетом и бюджетом местных органов власти.

Налоги, влияющие только на государственный бюджет: это налог на товары и услуги, акциз, налог на тоннаж, добыча полезных ископаемых, игровой налог, единовременный личный подоходный налог, единовременный подоходный налог с духовенства. С другой стороны, налог на имущество, сельскохозяйственный налог, налог на лесное хозяйство, транспортные средства, гражданско-правовые операции, налог с налоговой карты и налог на наследство и пожертвование являются только доходом местного самоуправления и называются местными налогами.

Однако одной помощью государства и крупного бизнеса доходные статьи РПЦ не ограничиваются. Церковь и сама научилась зарабатывать.

РБК разбирался, как устроена экономика РПЦ.

Многослойный пирог

«С экономической точки зрения РПЦ представляет собой гигантскую корпорацию, объединяющую под единым названием десятки тысяч самостоятельных или полусамостоятельных агентов. Ими являются каждый приход, монастырь, священник», — писал в своей книге «Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы» социолог Николай Митрохин.

На подоходный налог с населения и на корпоративный налог влияют как доходы государственного бюджета, так и местные органы власти, причем большинство из них выделяется в государственный бюджет. Наибольший бюджетный доход - это налог на товары и услуги, затем личный налог, а затем акцизный налог. Проведя сравнительный анализ налоговых поступлений от налогов за последние десять лет, следует отметить, что эти увеличения возрастают с каждым годом. Существует тенденция к ежегодному увеличению налогов.

«Верните Цезарю то, что принадлежит Цезарю, и Богу, что принадлежит Богу». Мне больше не нужно было задавать больше вопросов. Абсурдность подоходного налога заключается в том, что он не только наказывает людей за трудолюбие и творчество, но и является результатом руководства не всегда вполне благородными мотивами. Наказать кого-то за то, что он может служить другим на рынке своей работой и предпринимательством, разрезая ветви, на которых они сидят. Это должно быть справедливость? Однако сегодняшнее Евангелие не касается налогов.

Действительно, в отличие от многих общественных организаций, каждый приход регистрируется как отдельное юрлицо и религиозное НКО. Доходы церкви за проведение обрядов и церемоний не подлежат налогообложению, не облагаются налогом и поступления от продажи религиозной литературы и пожертвования. По итогам каждого года религиозные организации составляют декларацию: согласно последним данным, предоставленным РБК в Федеральной налоговой службе, в 2014 году необлагаемые налогом на прибыль доходы церкви составили 5,6 млрд руб.

Вопрос: «Можно ли платить налог Цезарю или нет?» Это только предлог для фарисеев, которые хотели дискредитировать Иисуса. С этой целью они выбрали тему, которая вызвала у евреев много эмоций. Несколько лет назад евреи организовали яростный протест против использования монет с изображением божественного Цезаря, но закончились жестокой мести римского правителя.

Иисус был поставлен перед очень сложной задачей. Утвердительный ответ нарушил бы религиозный порядок еврейского народа, который принадлежал Богу и не считал себя другим авторитетом. Отрицательный ответ был бы еще хуже, потому что это была бы чрезмерная попытка восстать против Цезаря. Фарисеи рассчитывали на такой ответ, потому что тогда они сообщили Иисусу римскому викарию. Иисус очень умно вышел из угнетения, не давая прямого ответа. Его ответ - это в основном вопрос: что такое справедливость?

Весь годовой доход РПЦ Митрохин оценивал в 2000-х годах приблизительно в $500 млн, сама же церковь о своих деньгах говорит редко и неохотно. На Архиерейском соборе 1997 года патриарх Алексий II докладывал, что основную часть денег РПЦ получила от «управления своими временно свободными средствами, размещения их на депозитных счетах, приобретения государственных краткосрочных облигаций» и других ценных бумаг и от дохода коммерческих предприятий.

В древних израильтянах, как и в греках, справедливость заключалась в том, чтобы дать всем то, что им нужно. Именно от Бога мы получили все, поэтому мы обязаны ему благодарностью, верностью и служением. Как насчет Цезаря? Павел говорит в письме к римлянам: «Пусть каждый человек подчиняется властям, которые правят над другими». Речь идет не о реальной власти, поскольку слово понимается на польском языке, а правовом порядке, основанном на авторитете. Святой Павел оправдывает авторитет власти как определенное следствие силы Бога над миром.

Это не сила, которая является лишь результатом парламентского большинства, полученного на демократических выборах. Тот факт, что такая власть часто не имеет никакого отношения к справедливости, лучше всего отнести к Марку Твену: «В парламенте нет здоровья, нет свободы, нет собственности». Однако в пародии на свободном рынке мы должны вернуться к налоговому вопросу. Этот вопрос был отброшен, и мы не можем притвориться, что это не так. Иисус также ответил на этот вопрос. Из этого следует, что налоги должны оплачиваться в законном и справедливом государстве.



Три года спустя архиепископ Климент в интервью журналу «Коммерсантъ-Деньги» в первый и последний раз скажет, из чего складывается церковная экономика: 5% бюджета патриархии — отчисления епархий, 40% — спонсорские пожертвования, 55% приходится на заработок коммерческих предприятий РПЦ.

Иисус не говорит нам прямо, какой налог должен быть, но давайте обратим внимание на тот факт, который часто ускользает от нашего внимания. А именно, этот вопрос касается основного налога в несколько дней в году. Это был не только низкий налог, но и предназначался для конкретных государственных целей: военных, администраций и дорог. Конечно, были и другие налоги на имущество или пошлину, но вопрос фарисеев был только основным налогом. Жаль, что слово «главный налог», даже если оно появляется в греческих писаниях, не появляется в современных переводах просто потому, что оно не существует сегодня, и этот термин может быть неправильно понят читателем.

Сейчас спонсорских пожертвований стало меньше, а отчисления из епархий могут составлять треть или около половины общецерковного бюджета, объясняет протоиерей Всеволод Чаплин, до декабря 2015 года руководивший отделом по взаимоотношениям церкви и общества.

Имущество церкви

Уверенность обычного москвича в быстром росте числа новых православных церквей вокруг не сильно противоречит истине. Только с 2009 года по всей стране построили и восстановили более пяти тысяч храмов, — эти цифры озвучивал в начале февраля на Архиерейском соборе патриарх Кирилл. В эту статистику попали как церкви, построенные с нуля (главным образом в Москве; о том, как финансируется эта деятельность, — ), так и отданные РПЦ по закону 2010 года «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения».

В сегодняшнем Евангелии Иисус не выступает против уплаты налогов, но из контекста ясно, что налог является ограниченным для конкретных целей. И такой налог соответствует классическим налоговым правилам. Адам Смит, среди прочего, сказал, что налог должен быть определен, а не произвольным. Ян Баптиста Сэй писал, что лучшие налоги и наименее плохие - это те, которые влекут за собой наименьший вес и не подавляют налогоплательщика без выгоды сокровища.

Отрицательное влияние высоких налогов. Этот принцип даже вырос сегодня как условие социальной справедливости. Людвиг фон Мизес должным образом отметил, что очень часто современные налоги не соответствуют цели, для которой они были созданы. Прогрессивный налог, направленный на достижение идеального финансового равенства всех граждан, парадоксально поражает менее богатых и саморазрушительных, поскольку он препятствует процессу накопления капитала. Это связано с тем, что в качестве капитала может накапливаться только неиспользованная часть дохода, а люди с более высокими доходами, в отличие от более бедных, сохраняют и потребляют лишь небольшую часть своих доходов, оставляя остальную часть для инвестиций.

Согласно документу, Росимущество передает РПЦ объекты двумя способами — в собственность или по договору безвозмездного пользования, объясняет Сергей Аноприенко, начальник управления по размещению федеральных органов власти Росимущества.

РБК провел анализ документов на сайтах территориальных органов Росимущества — за последние четыре года православная церковь получила свыше 270 объектов имущества в 45 регионах (выгрузка производилась до 27 января 2016 года). Площадь недвижимости указана только у 45 объектов — в общей сложности около 55 тыс. кв. м. Самый большой объект, ставший собственностью церкви, — ансамбль Троице-Сергиева пустынь.

Получение высоких налогов для людей, зарабатывающих больше денег и их использования для финансирования государственных расходов, - это прямое потребление капитала, что влечет за собой снижение предельной производительности и, как следствие, снижение заработной платы. Высокие налоги оказывают негативное влияние не только на экономику, но и на налоги.

Учения социальной церкви, Писания и классики экономической мысли показывают, что более низкие налоги морально лучше. Вернемся к ответу или, вернее, к вопросу об Иисусе: «Что такое справедливость?» Согласно самой классической формуле справедливость «состоит из постоянной и постоянной воли, чтобы дать Богу и ближнему то, что они должны были». Такая справедливость приводит к признанию другого человека как человека, наделенного разумом, и несет ответственность за его решения и способна выполнять планы, которые придают смысл его или ее жизни как на индивидуальном, так и на социальном уровне.



Разрушенный храм в урочище Курилово в Шатурском районе Подмосковья (Фото: Илья Питалев/ТАСС)

В случае передачи недвижимости в собственность, объясняет Аноприенко, приход получает прихрамовый участок земли. Строить на нем можно только церковные помещения — лавку утвари, дом причта, воскресную школу, богадельню и проч. Воздвигать объекты, которые могут использоваться в хозяйственных целях, нельзя.

Итак, теперь у нас есть ответы на два вопроса: нужно ли платить налоги и что такое справедливость? Праведная власть - это та, которая оставляет столько денег в карманах своих граждан. Это также связано с принципом субсидиарности, который лежит в основе социальной доктрины Церкви. Она заявляет, что все задачи, которые может выполнить человек, семья или небольшое сообщество, должны быть в их руках. Теперь, в совершенно ином свете, мы смотрим на слова Иисуса: «Дайте Цезарю то, что принадлежит Цезарю, и Богу, что принадлежит Богу».

Теперь мы знаем, что такое справедливое государство. Есть еще один вопрос, который каждый должен сам ответить. Пришло время свергнуть некоторые мифы. 75% католиков в Польше поддерживают Церковь материально. Этот феномен не нова, но вырос в силе с вступлением в политическую сцену антиклинического движения «Паликот». Игра с наименьшими эмоциями используется в политических целях - сначала о ликвидации Комитета по собственности, а теперь - о Фонде Церкви. Правительство и премьер-министр Дональд Туск также присоединились к игре, которые в разоблачении заявили, что пришло время прекратить священнические льготы для выхода на пенсию, сказать еще больше в контексте ликвидации военных капелланов, что это не может быть «святыми коровами».

В безвозмездное пользование РПЦ получила порядка 165 объектов, а в собственность — около 100, следует из данных на сайте Росимущества. «Ничего удивительного, — объясняет Аноприенко. — Церковь выбирает безвозмездное пользование, поскольку в этом случае может пользоваться государственным финансированием и рассчитывать на субсидии на восстановление и содержание храмов от властей. Если имущество будет в собственности, вся ответственность ляжет на РПЦ».

Финансы Церкви сегодня является одной из основных тем публичных дебатов, Манифест - лучшее свидетельство. Демонстрация, организованная феминистками по случаю Дня женщин, на этот раз проходила под лозунгом «Мы разрезали пуповину», которая должна была ссылаться на предполагаемую зависимость государства от Церкви. В пропагандистских материалах они неоднократно завышали эти суммы. По словам активистов движения, Церковь через комитет по имуществу должна была получить около 240 миллиардов злотых от государства.

Между тем, реальные оценки показывают, что это было не более 5 миллиардов злотых, на которые приходилось около трети стоимости имущества, взятого в церковь после войны коммунистами. Такие суммы денег - как в феминистских материалах, так и в средствах массовой информации, и прежде всего в Интернете - намного больше.

В 2015 году Росимущество предложило РПЦ взять 1971 объект, однако пока поступило всего 212 заявок, говорит Аноприенко. Глава юридической службы Московской патриархии игуменья Ксения (Чернега) убеждена: церкви дают только разрушенные здания. «Когда закон обсуждался, мы пошли на компромисс, не стали настаивать на реституции утраченного церковью имущества. Теперь нам, как правило, не предлагают ни одного нормального здания в крупных городах, а только руинированные объекты, которые требуют больших затрат. Мы взяли много разрушенных храмов в 90-е, и сейчас, понятное дело, хотели получить что-нибудь получше», — говорит она. Церковь, по словам игуменьи, будет «биться за нужные объекты».

Самая громкая битва — за Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге



Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге (Фото: Рощин Александр/ТАСС)

В июле 2015 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий обратился к губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко с просьбой отдать знаменитый Исаакий в безвозмездное пользование. Это ставило под вопрос работу расположенного в соборе музея, последовал скандал — СМИ писали о передаче памятника на первых полосах, петиция с требованием не допустить передачу собора собрала свыше 85 тыс. подписей на change.org .

В сентябре власти решили оставить собор на городском балансе, однако Николай Буров, директор музейного комплекса «Исаакиевский собор» (входят еще три собора), по-прежнему ждет подвоха.

Комплекс не получает денег из бюджета, 750 млн руб. ежегодного содержания зарабатывает сам — на билетах, гордится Буров. По его мнению, РПЦ хочет открыть собор только для богослужений, «ставя под угрозу свободное посещение» объекта.

«Все продолжается в духе «лучших советских» традиций — храм используется как музей, музейное руководство ведет себя, как настоящие атеисты!» — парирует оппонент Бурова, протоиерей Александр Пелин из Петербургской епархии.

«Почему музей главенствует над храмом? Все должно быть наоборот — сначала храм, поскольку так изначально задумывалось нашими благочестивыми предками», — возмущен священник. Церковь, не сомневается Пелин, имеет право на сбор пожертвований с посетителей.

Бюджетные деньги

«Если вас содержит государство, вы с ним тесно связаны, вариантов нет», — размышляет священник Алексей Уминский, настоятель храма Троицы в Хохлах. Нынешняя церковь слишком близко взаимодействует с властью, полагает он. Впрочем, его взгляды не совпадают с мнением руководства патриархии.

По подсчетам РБК, в 2012-2015 годах РПЦ и связанные с ней структуры получили из бюджета и от государственных организаций минимум 14 млрд руб. При этом только в новой версии бюджета на 2016 год предусмотрено 2,6 млрд руб.


Рядом с торговым домом «Софрино» на Пречистенке — один из филиалов группы телекоммуникационных компаний «АСВТ». Фирмой на 10,7% как минимум до 2009 года также владел Пархаев. Соучредитель компании (через ЗАО «Руссдо») — сопредседатель Союза православных женщин Анастасия Оситис, Ирина Федулова. Выручка АСВТ за 2014 год — свыше 436,7 млн руб., прибыль — 64 млн руб. Оситис, Федулова и Пархаев не ответили на вопросы для этой статьи.

Пархаев же числился председателем совета директоров и владельцем банка «Софрино» (до 2006 года назывался Олд-банк). ЦБ отозвал лицензию этой финансовой организации в июне 2014 года. Судя по данным СПАРК, владельцы банка — ООО «Алемаж», ООО «Стек-Т», ООО «Элбин-М», ООО «Сиан-М» и ООО «Мекона-М». По данным ЦБ, бенефициаром этих компаний является Дмитрий Малышев , экс-председатель правления банка «Софрино» и представитель Московской патриархии в органах государственной власти.

Сразу после переименования Олд-банка в «Софрино» фирма «Жилищно-строительная компания» (ЖСК), учрежденная Малышевым и партнерами, получила несколько крупных подрядов РПЦ: в 2006 году ЖСК победила в 36 конкурсах, объявленных Минкультуры (ранее — Роскультура) на восстановление храмов. Общий объем контрактов — 60 млн руб.

Биография Пархаева с сайта parhaev.com сообщает следующее: родился 19 июня 1941 года в Москве, работал токарем на заводе «Красный пролетарий», в 1965 году пришел работать в патриархию, участвовал в восстановлении Троице-Сергиевой лавры, пользовался расположением патриарха Пимена. Деятельность Пархаева описывается не без живописных деталей: «Евгений Алексеевич обеспечивал стройку всем необходимым, <…> решал все проблемы, и на строительную площадку шли машины с песком, кирпичом, цементом, металлом».

Энергии Пархаева, продолжает неизвестный биограф, хватает и на то, чтобы руководить, по благословению патриарха, гостиницей «Даниловская»: «Это современная и удобная гостиница, в конференц-зале которой проводятся поместные соборы, религиозные и миротворческие конференции, концерты. Гостинице был нужен именно такой руководитель: опытный и целеустремленный».

Суточная стоимость одноместного номера «Даниловской» с завтраком в будние дни — 6300 руб., апартаментов — 13 тыс. руб., в числе услуг — сауна, бар, прокат машин и организация праздников. Доход «Даниловской» в 2013 году - 137,4 млн руб., в 2014-м — 112 млн руб.

Пархаев — человек из команды Алексия II, который сумел доказать свою незаменимость патриарху Кириллу, уверен собеседник РБК в компании-производителе церковной продукции. Бессменный руководитель «Софрино» пользуется привилегиями, которых лишены даже видные священники, подтверждает источник РБК в одной из крупных епархий. В 2012 году в интернет попали фотографии с юбилея Пархаева — праздник с помпой отметили в зале церковных соборов храма Христа Спасителя. После этого гости юбиляра на теплоходе отправились на дачу Пархаева в Подмосковье. На фотографиях, подлинность которых никто не оспаривал, — внушительный коттедж, теннисный корт и пристань с катерами.

От кладбищ до футболок

В сферу интересов РПЦ входят лекарства, ювелирные украшения, сдача конференц-залов в аренду, писали «Ведомости» , а также сельское хозяйство и рынок ритуальных услуг . Согласно базе СПАРК, патриархия является совладельцем ЗАО «Православная ритуальная служба»: сейчас компания закрыта, однако действует учрежденная ей «дочка» — ОАО «Ритуальная православная служба» (выручка за 2014 год — 58,4 млн руб.).

Екатеринбургская епархия владела крупным гранитным карьером «Гранит» и компанией по обеспечению безопасности «Держава», Вологодская епархия имела завод железобетонных изделий и конструкций. Кемеровская епархия является 100-процентным владельцем ООО «Кузбасская инвестиционно-строительная компания», совладельцем «Новокузнецкого компьютерного центра» и агентства «Европа медиа Кузбасс».

В Даниловском монастыре Москвы расположены несколько торговых точек: монастырская лавка и магазин «Даниловский сувенир». Купить можно церковную утварь, кожаные бумажники, футболки с православными принтами, православную литературу. Финансовые показатели монастырь не раскрывает. На территории Сретенского монастыря есть магазин «Сретение» и кафе «Несвятые святые», получившее название в честь одноименной книги настоятеля, епископа Тихона (Шевкунова). Кафе, по словам епископа, «денег не приносит». Основной источник доходов монастыря — издательство. Монастырю же принадлежат земли в сельхозкооперативе «Воскресение» (бывший колхоз «Восход»; основная деятельность — выращивание зерновых и бобовых культур, животноводство). Выручка за 2014 год — 52,3 млн руб., прибыль — около 14 млн руб.

Наконец, с 2012 года структурам РПЦ принадлежит здание гостиницы «Университетская» на юго-западе Москвы. Стоимость стандартного одноместного номера — 3 тыс. руб. В этой гостинице расположен паломнический центр РПЦ. «В «Университетской» есть большой зал, можно проводить конференции, расселять людей, которые приезжают на мероприятия. Гостиница, конечно, дешевая, там селится совсем простой народ, очень редко — епископы», — рассказал РБК Чаплин.

Церковная касса

Протоиерей Чаплин не смог воплотить в жизнь свою давнюю идею — банковскую систему, исключающую ростовщический процент. Пока православный банкинг существует только на словах, патриархия пользуется услугами самых обычных банков.

До последнего времени у церкви были счета в трех организациях — Эргобанке, Внешпромбанке и банке «Пересвет» (последним структуры РПЦ еще и владеют). Зарплаты сотрудников синодального отдела патриархии, по данным источника РБК в РПЦ, переводились на счета в Сбербанке и Промсвязьбанке (пресс-службы банков не ответили на запрос РБК; источник, близкий к Промсвязьбанку, сообщил, что в банке, в том числе, держат средства церковные приходы).

В Эргобанке обслуживались более 60 православных организаций и 18 епархий, включая Троице-Сергиеву лавру и Подворье патриарха Московского и всея Руси. В январе у банка отозвали лицензию из-за обнаруженной в его балансе «дыры».

Церковь согласилась открыть счета в Эргобанке из-за одного из его акционеров — Валерия Мешалкина (около 20%), объясняет собеседник РБК в патриархии. «Мешалкин — церковный человек, православный бизнесмен, много помогавший храмам. Считалось, что это гарантия, что с банком ничего не случится», — описывает источник.



Офис Эргобанка в Москве (Фото: Шарифулин Валерий/ТАСС)

Валерий Мешалкин — владелец строительно-монтажной компании «Энергомашкапитал», член попечительского совета Троице-Сергиевой лавры, автор книги «Влияние святой горы Афон на монашеские традиции Восточной Европы». Мешалкин не ответил на вопросы РБК. Как сообщил источник РБК в Эргобанке, деньги со счетов структуры РПЦ успели вывести до отзыва лицензии.

В оказавшемся не менее проблемным 1,5 млрд руб. РПЦ, рассказали РБК источник в банке и подтвердили два собеседника, близких к патриархии. В январе у банка также отозвали лицензию. По словам одного из собеседников РБК, председатель правления банка Лариса Маркус была близка к патриархии и ее руководству, поэтому церковь выбрала этот банк для хранения части своих денег. По данным собеседников РБК, помимо патриархии, средства во Внешпромбанке держали несколько фондов, выполняющих поручения патриарха. Крупнейший — Фонд святых равноапостольных Константина и Елены. Источник РБК в патриархии рассказал, что фонд собирал деньги на помощь пострадавшим в конфликтах в Сирии и Донецке. Информация о сборе средств есть и в интернете .

Учредителями фонда являются уже упоминавшиеся в связи с РПЦ Анастасия Оситис и Ирина Федулова. В прошлом — как минимум до 2008 года — Оситис и Федулова были акционерами Внешпромбанка.

Однако основной банк церкви — московский «Пересвет». На счетах банка по состоянию на 1 декабря 2015 года размещались средства предприятий и организаций (85,8 млрд руб.) и физических лиц (20,2 млрд руб.). Активы на 1 января — 186 млрд руб., из которых больше половины — кредиты компаниям, прибыль банка — 2,5 млрд руб. На счетах некоммерческих организаций — свыше 3,2 млрд руб., следует из отчетности «Пересвета».

Финансово-хозяйственное управление РПЦ владеет 36,5% банка, еще 13,2% у принадлежащей РПЦ компании ООО «Содействие». Среди других владельцев — ООО «Внуково-инвест» (1,7%). Офис этой компании расположен по тому же адресу, что и «Содействия». Сотрудник «Внуково-инвест» не смог объяснить корреспонденту РБК, есть ли связь между его компанией и «Содействием». В офисе «Содействия» телефоны не отвечают.

АКБ «Пересвет» мог бы стоить до 14 млрд руб., а доля РПЦ в размере 49,7%, предположительно, — до 7 млрд руб., посчитал для РБК аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.

Инвестиции и инновации

О том, куда инвестируются средства РПЦ банками, известно не​много. Но точно известно, что РПЦ не чурается венчурных инвестиций.

«Пересвет» вкладывает деньги в инновационные проекты через компанию «Сберинвест», в которой банку принадлежит 18,8%. Финансирование инноваций долевое: 50% денег дают инвесторы «Сберинвеста» (в их числе «Пересвет»), 50% — госкорпорации и фонды. Средства на проекты, софинансируемые «Сберинвестом», находили в Российской венчурной компании (пресс-служба РВК отказалась назвать объем средств), фонде «Сколково» (в разработки фонд вложил 5 млн руб., сообщил представитель фонда) и госкорпорации «Роснано» (на проекты «Сберинвеста» выделено $50 млн, рассказал сотрудник пресс-службы).

В пресс-службе госкорпорации РБК пояснили: для финансирования совместных со «Сберинвестом» проектов в 2012 году был создан международный фонд «Наноэнерго». По $50 млн в фонд вложили «Роснано» и «Пересвет».

В 2015 году «Фонд Роснано Капитал С.А.» — дочерняя компания «Роснано» — обратилась в Окружной суд Никосии (Кипр) с требованием признать банк «Пересвет» соответчиком по делу о нарушении инвестиционного соглашения. В исковом заявлении (есть в распоряжении РБК) говорится, что банк в нарушение процедур перевел «$90 млн со счетов «Наноэнерго» на счета российских компаний, аффилированных со «Сберинвестом». Счета этих компаний были открыты в «Пересвете».

Суд признал «Пересвет» одним из соответчиков. Представители «Сберинвеста» и «Роснано» подтвердили РБК наличие тяжбы.

«Это все ерунда какая-то, — не унывает в беседе с РБК член совета директоров «Сберинвеста» Олег Дьяченко. — С «Роснано» у нас неплохие энергетические проекты, все идет, все движется — полностью вышел на рынок завод композитных труб, на очень высоком уровне диоксид кремния, перерабатываем рис, получаем тепло, вышли на экспортную позицию». В ответ на вопрос, куда ушли деньги, топ-менеджер смеется: «Вы же видите, я на свободе. Значит, деньги не пропали». Дьяченко верит, что дело будет закрыто.

В пресс-службе «Пересвета» не ответили на неоднократные запросы РБК. Так же поступил председатель правления банка Александр Швец.

Доходы и расходы

«С советских времен церковная экономика непрозрачна, — объясняет настоятель Алексей Уминский, — строится по принципу дома быта: прихожане отдают деньги за какую-то услугу, а как они распределяются, никого не интересует. И сами приходские священники точно не знают, на что идут собранные ими деньги».

Действительно, подсчитать церковные расходы невозможно: РПЦ не объявляет тендеры и не фигурирует на сайте госзакупок. В хозяйственной деятельности церковь, утверждает игуменья Ксения (Чернега), «подрядчиков не нанимает», справляясь собственными силами — продукты поставляют монастыри, свечи плавят мастерские. Многослойный пирог делится внутри РПЦ.

«На что тратит церковь?» — переспрашивает игуменья и отвечает: «Содержатся духовные семинарии по всей России, это достаточно большая доля расходов». Еще церковь оказывает благотворительную помощь сиротским и иным социальным учреждениям; все синодальные отделы финансируются из общецерковного бюджета, добавляет она.

Патриархия не предоставила РБК данные о расходных статьях своего бюджета. В 2006 году в журнале «Фома» Наталья Дерюжкина, на тот момент бухгалтер патриархии, оценивала затраты на содержание Московской и Санкт-Петербургской духовной семинарий в 60 млн руб. в год.

Подобные расходы актуальны до сих пор, подтверждает протоиерей Чаплин. Еще, уточняет священник, нужно платить зарплату светскому персоналу патриархии. В общей сложности это 200 человек со средней зарплатой в 40 тыс. руб. в месяц, утверждает источник РБК в патриархии.

Эти траты ничтожны на фоне ежегодных отчислений епархий в Москву. Что же происходит со всеми остальными деньгами?

Спустя несколько дней после скандальной отставки протоиерей Чаплин завел аккаунт в Facebook, где написал: «Понимая все что угодно, считаю сокрытие доходов и особенно расходов центрального церковного бюджета совершенно безнравственным. Ни малейшего христианского оправдания такому сокрытию не может быть в принципе».

Нет никакой необходимости раскрывать статьи расходов РПЦ, поскольку абсолютно понятно, на что церковь тратит деньги — на церковные нужды, упрекнул корреспондента РБК председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

На что живут другие церкви?

Публиковать отчеты о доходах и расходах у церкви, вне зависимости от конфессиональной принадлежности, не принято.

Епархии Германии

Исключением в последнее время стала Римская католическая церковь (РКЦ), частично раскрывающая доходы и расходы. Так, епархии Германии стали раскрывать свои финансовые показатели после скандала с епископом Лимбургским, для которого в 2010 году начали строить новую резиденцию. В 2010 году епархия оценила работы в €5,5 млн, однако тремя годами позже стоимость выросла почти в два раза — до €9,85 млн . Во избежание претензий в прессе многие епархии стали раскрывать бюджеты. Согласно отчетам, бюджет епархий РКЦ состоит из доходов от собственности, пожертвований, а также церковного налога, который взимается с прихожан. По данным 2014 года, самой богатой стала епархия Кельна (ее доход — €772 млн, поступления от налога — €589 млн). Согласно плану на 2015 год, общий объем расходов епархии оценивался в 800 млн.

Банк Ватикана

Теперь публикуются и данные о финансовых операциях Института религиозных дел (IOR, Istituto per le Opere di Religione), более известного как Банк Ватикана. Банк был создан в 1942 году для управления финансовыми ресурсами Святого престола. Свой первый финансовый отчет Банк Ватикана опубликовал в 2013 году. Согласно отчету, в 2012 году прибыль банка составила €86,6 млн, годом ранее — €20,3 млн. Чистый процентный доход равнялся €52,25 млн, доход от торговой деятельности — €51,1 млн.

Русская православная церковь за границей (РПЦЗ)

В отличие от католических епархий, отчеты о доходах и расходах РПЦЗ не публикуются. По словам протоиерея Петра Холодного, долгое время бывшего казначеем РПЦЗ, экономика зарубежной церкви устроена просто: приходы платят отчисления епархиям РПЦЗ, а те переводят деньги в Синод. Процент ежегодных отчислений для приходов — 10%, из епархий в Синод переводят 5%. Самые обеспеченные епархии — в Австралии, Канаде, Германии, США.

Основной доход РПЦЗ, по словам Холодного, приносит сдача в аренду четырехэтажного здания Синода: оно расположено в верхней части Манхэттена, на углу Park Avenue и 93-й улицы. Площадь здания — 4 тыс. кв. м, 80% занимает Синод, остальная часть сдается частной школе. Ежегодный доход от аренды, по оценкам Холодного, — около $500 тыс.

Помимо этого, доход РПЦЗ приносит Курская Коренная икона (находится в Знаменском соборе РПЦЗ в Нью-Йорке). Икону возят по всему миру, пожертвования идут в бюджет зарубежной церкви, поясняет Холодный. Также Синоду РПЦЗ принадлежит свечной завод под Нью-Йорком. В Московский патриархат РПЦЗ деньги не перечисляет: «Наша церковь гораздо беднее российской. Хотя нам принадлежат невероятно ценные участки земли — в частности, половина Гефсиманского сада, — это никак не монетизируется».

При участии Татьяны Алешкиной, Юлии Титовой, Светланы Бочаровой, Георгия Макаренко, Ирины Малковой

Внимание! В интернете распространяется миф о том, что церкви в 50-ых годах 20-ого века закрывались только потому что Церковь налоги государству обязали платить. По ссылке - опровержение этой лжи.

Мнение "экспертов"

»…церковь продает, как говорил Карл Маркс, опиум для народа. Она продает утешение, она продает смерть практически, утешение в смерти. Налогов они не платят. Вот тут сказал господин Чаплин, что они собирают пожертвования и распределяют. За то же самое Сергей Пантелеевич Мавроди отсидел 6 лет.» © А. Никонов

Интернет, как известно, является местом с максимальной концентрацией экспертов по всем вопросам, в том числе и налоговому законодательству. На крупных специализированных порталах (таких как mail.ru)эксперты дают бесплатные консультации. На вопрос «Какие налоги платит церковь?» следуют предсказуемые авторитетные мнения от антиклерикалов:

Никаких.

Это отдельное государство оно не платит налогов

Ни какие налоги не платит

Да, церковь на самом деле налогов не платит никаких. Зато получает весьма немалые пожертвования

Если это православная церковь, то они не платят налоги. Они освобождены от уплаты налогов.

В наше то время, церковь не платит налоги, но зато начала заробатывать денюжки наровне с политиками…

Может ли быть такое что эксперты ошибаются? Оказывается…может.

Русская Православная Церковь платит налоги. Более того, она платит ровно такие же налоги, какие платят все другие религиозные организации и не платит те налоги, которые не платят другие религиозные организации, тысячи их.

Нет никакой разницы в льготах - РПЦ или какой-нибудь круг детей Сварога и Перуна. Все имеют абсолютно одинаковые льготы в налогообложении. Какие налоги платят религиозные организации (церковь)?

Сами атеисты очень даже любят льготы в налогоообложении

Дети Сварога принимают жертву электронными деньгами. А платят ли язычники с них налоги? :-)

Устав региональной общественной организации Атеистическое общество «АТОМ» Интересно сколько заплатил Никонов налогов с этих взносов и доходов… ;-)

В магазине «Ганга» представляются товары, необходимые для практики сознания Кришны, для духовного совершенствования. Вот она - высокая восточная духовность, не то что РПЦ! Без товаров духовное совершенствование невозможно. :?::-)

Кесарю - кесарево или Как оно есть на самом деле

Гражданским кодексом Российской Федерации религиозные организации отнесены к некоммерческим организациям, то есть к юридическим лицам, не имеющим основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющим полученную прибыль между участниками организации (ст. 117 ГК РФ). В то же время согласно ст. 23 Закона № 125-ФЗ религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации. Статьей же 117 ГК РФ установлено, что религиозные организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующей этим целям.

Три главных налога, от которых освобождены религиозные организации – это НДС и, частично, налог на имущество и прибыль.

Налог на прибыль С 1 января 2002 года порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций регулируется главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. Так, согласно ст. 246 НК РФ все российские организации являются плательщиками налога на прибыль организаций. Таким образом, религиозные организации признаются плательщиками данного налога. Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

Налог на добавленную стоимость Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость установлен главой 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ. Религиозные организации также являются плательщиками данного налога. Вместе с тем в главе 21 НК РФ для религиозных организаций предусмотрена специальная льгота. В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ реализация в церковной лавке религиозной литературы, свечей, крестиков, лампадного масла, крестильных наборов освобождена от налогообложения. Налогоплательщикам следует обратить внимание, что операции, не освобождающиеся от налогообложения, и операции, освобождающиеся от налогообложения, обязательно подлежат раздельному учету (п. 4 ст. 149 НК РФ и п. 4 ст. 170 НК РФ).

Налог на имущество Согласно главе 30 «Налог на имущество организаций» Налогового Кодекса Российской Федерации, налог на имущество организаций является региональным налогом. В соответствии с пунктом 2 статьи 381 Кодекса, религиозные организации освобождаются от налогообложения в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности. Религиозные организации должны уплачивать налог на имущество лишь в части стоимости того имущества, которое учитывается на их балансе в качестве объектов основных средств и не используется ими для осуществления религиозной деятельности.

Акцизы Главой 22 Налогового Кодекса РФ для религиозных организаций льгот по акцизам на подакцизные товары в настоящее время не предусмотрено.

Земельный налог Согласно главе 31 «Земельный налог» Налогового Кодекса земельный налог устанавливается в качестве местного налога. На основании пункта 4 статьи 395 Налогового Кодекса религиозные организации освобождаются от уплаты земельного налога в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.

Страховые взносы В соответствии с Федеральными законами от 15.12.2001 N167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 24.07.2009 N212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» религиозная организация обязана уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Фонд обязательного медицинского страхования РФ, если она использует труд наемных работников и производит выплаты и иные вознаграждения физическим лицам по трудовым и гражданско – правовым договорам (заработная плата, отпускные, премии и т. п.). Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) В соответствии с главой 23 Налогового кодекса налогоплательщиками по этому налогу являются физические лица, объектом налогообложения - доходы физических лиц. Религиозные организации, как и любые другие организации, являются налоговыми агентами в отношении своих работников, т. е. исчисляют, удерживают НДФЛ из заработной платы и перечисляют в бюджет. Ни для религиозных организаций, ни для их работников по этому налогу не предусмотрено никаких особых правил или льгот. Налоговая ставка установлена ст. 224 НК РФ в размере 13%, кроме некоторых специально предусмотренных этой же статьей случаев, не имеющих отношения к заработной плате.

Транспортный налог Транспортный налог (гл. 28 НК РФ) является региональным налогом. Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Налоговый Кодекс не предусматривает льгот по транспортному налогу для религиозных организаций, но они могут быть введены законами субъектов Российской Федерации.

Итак, как мы видим, РПЦ платит налоги, и следовательно антиклерикалы лгут.:!:

Свечи, купленные не в храме

Руническая мастерская продает обереги, руны, кольца, книги.

Примеры применения льгот другими религиозными организациями здесь и за рубежом:

на основании подтверждения Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям от 9 февраля 2009 г. N 18/2-13-09/18-14689с ГУФТД ФТС России считает обоснованным применить льготы по уплате НДС в отношении печатной продукции религиозного назначения «Библия» (тираж 23 000 экземпляров), оформленной по ГТД N 10122070/140207/0000797.

В США и практически во всех европейских странах Общества сознания Кришны имеет статус организации, освобожденной от налогов (Великобритания, Швейцария, Франция, Бельгия, Австрия, Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия, Польша, Словения и т.д.). … В Индии Общество сознания Кришны пользуется так называемым статусом 80-G, освобождающим от налогов не только организацию, но частично и ее спонсоров. Это свидетельствует об особом признании Правительством Индии благотворительного, культурно-просветительского характера деятельности Общества сознания Кришны.

«К 1741 г. в Забайкалье действовали, по официальным документам, 11 «капищ» и 150 лам. Основываясь на реальном количестве лам и буддийских молелен, официальные власти подготовили материалы, которые вошли в Указ императрицы Елизаветы Петровны (1741 г.). Согласно этому указу, все вероисповедные дела бурят были регламентированы и оформлены юридически… ламы выделялись в особое сословие и освобождались от ясака.» История религий в России. РАГС, 2001

Не все в порядке

Конечно, есть еще проблемы в этой сфере. Некоторые церкви платят «черную зарплату» или продают вино без акцизов. Но объективности ради стоит, сказать что виновато тут также светское государство, которое не выполняет своих обязательств по восстановлению храмов-памятников культуры, например.

ЗЫ Этот пост - не пропаганда религии, а всего лишь разбор очередного нелепого околоцерковного мифа

ЗЫ2 Пост определенно заминусуют, да и ладно)