Какие есть некоммерческие организации. Виды некоммерческих организаций. Принципы финансового учета НО

В России существует немало видов различных организаций. Некоммерческие объединения считаются одними из наиболее распространенных. Они не являются бизнес-структурами, хотя могут иметь отношение к процессам, приносящим доход.

Понятие и виды некоммерческих организаций

Прежде чем рассматривать задачи подобных структур, следует определиться с тем, какой смысл несут данные термины.

Некоторые люди в бизнесе и правительстве ставят под сомнение значение балансового баланса с учетом инфляции. Они утверждают, что это бесполезно из-за сомнительных предположений, которые он требует относительно значений замещения. В конце концов, обычные финансовые отчеты заполняются предположениями о таких предметах, как пенсии, амортизация и амортизация. И рыночные ценности легко доступны для измерения инфляционных значений денежных активов и обязательств. Разумеется, значения замещения, привязанные к реальным активам, могут иногда быть немного грубыми.

В качестве некоммерческой можно определить организацию, которая не ставит ключевой целью своей деятельности получение прибыли и, как следствие, не распределяет полученный доход между участниками. Подобные структуры могут преследовать различные цели и быть направлены на сферу образования, благотворительности, культурной жизни, формирование социальных, управленческих и научных проектов. Роль ключевых целей может выполнять охрана здоровья, развитие спорта и физической культуры, защита законных интересов и прав граждан и даже удовлетворение их духовных потребностей.

Некоторые расходы, понесенные некоммерческими организациями, фиксируются в том смысле, что их чрезвычайно сложно отменить. Компенсация профессора в колледже - это фиксированный расход, как и у известного дирижера симфонического оркестра. Обязательные расходы, которые не могут контролироваться организацией, также установлены, например, обязательство предоставлять определенные виды пенсионных пособий. Другие расходы более легко обратимы.

Как правило, эти расходы контролируются и представляют собой ресурсы, которые можно легко купить или нет, поскольку организация считает нужным. Фиксированные расходы должны финансироваться из источников, которые могут быть легко контролируемыми и которые дают достаточно ровный поток дохода с течением времени, например, доход от фонда капитала, инвестированного в хорошо диверсифицированный портфель, который в среднем дает примерно такую ​​же прибыль длительный период времени. Неконтролируемые переменные источники капитала не являются хорошим способом финансирования постоянных расходов.

Этот список можно продолжать, но суть будет оставаться той же - различные виды некоммерческих организаций ориентированы на помощь определенным социальным группам.

Ключевые отличия

Для лучшего понимания того факта, что из себя представляет структура некоммерческого формата, стоит обратить внимание на ее особенности. И это, прежде всего, будет их общественный характер. Другими словами, они всегда объединяют либо юридических лиц (различные организации), либо обычных граждан.

Чтобы оценить соответствие между источниками и использованием средств, каждый из них сначала должен быть классифицирован как фиксированный или переменный. Идеальный матч - между фиксированными доходами и всеми расходами организации. Если такое совпадение невозможно, как это часто бывает, фиксированные расходы следует сопоставлять с фиксированными доходами и переменными расходами с переменными доходами.

Несмотря на довольно очевидный характер этих наблюдений, их часто игнорируют. Например, многие колледжи и университеты соответствуют расходам на компенсацию преподавателей, получающих доход от исследовательских грантов. Такое сочетание фиксированных расходов и переменных доходов создает неустойчивое финансовое положение. Такое плохое совпадение вызвало у студентов в Колумбии и Йеле протест - с полным основанием - неожиданное сокращение их университетов. Аналогичным образом, общественная вещательная станция, которая соответствовала стоимости строительства крупного производственного комплекса с фондами фондов, которые были бы предоставлены только в том случае, если бы зрители соответствовали им, оказались близкими к банкротству.

Подобные сообщества формируются исключительно на добровольной основе и существуют на общественные деньги. При этом перед ними открыта возможность для осуществления предпринимательской деятельности. Но основанием для подобной инициативы может быть только достижение уставных целей. Стоит отметить тот факт, что разные виды некоммерческих общественных организаций получают от государства определенные льготы, касающиеся уплаты налогов.

Еще одна общественная вещательная станция, которая стала более осторожно, нанимала сотрудников только для нового производства и увольняла их, если производство не возобновлялось в течение другого сезона, было гораздо более успешным. Если ответы на первые три вопроса являются удовлетворительными, статус-кво организации может поддерживаться, если он поддерживается на постоянной основе с учетом инфляции. Если организация планирует новые программы, руководство должно представить план, в котором рассматриваются разделяемые финансовые последствия каждой из программ и их совокупное воздействие на организацию.

Правовое основание

Что касается законодательной базы, регулирующей различные грани деятельности таких структур, то искать ее стоит в Гражданском кодексе РФ, а если говорить более подробно, то в разделе «Некоммерческие организации». Именно здесь содержатся все характеристики, касающиеся гражданско-правового статуса подобных сообществ и порядок получения ими, а также эксплуатации любого имущества.

Сама дисциплина создания плана, который объединяет стратегическое и финансовое планирование, часто идентифицирует некоторые виды деятельности, влияние которых еще не полностью рассмотрено. Основным препятствием для устойчивости любой организации является чрезмерная концентрация на каких-либо источниках предметов-источников, объектов расходов, активов или обязательств. Поразительно отметить, как мало некоммерческих организаций адекватно распределяют свои финансовые ресурсы. Они становятся очарованными одним человеком или проектом и концентрируют свои ресурсы в одном месте.


К тому же понятие и виды некоммерческих организаций тоже определены в упомянутом выше разделе. В этой ветви закона можно найти всю необходимую информацию о том, какой деятельностью и как именно могут заниматься благотворительные фонды. Здесь также зафиксированы требования, которые должны отображать в своей учредительной документации различные виды некоммерческих организаций.

Концентрация значительно увеличивает риск организации. Например, доходы, полученные в основном за счет вкладов, вложенных в акции, уязвимы для циклов фондового рынка; расходы, сконцентрированные в одном лице - скажем, «звездном» кураторе - не поддаются эскалации требований этого человека; активы, чрезмерно сконцентрированные в одной категории, такие как кампус в центре города, подвержены ухудшению стоимости; и обязательства, слишком сильно полученные из одного источника - скажем, сбережения и ссуда - риск краха ресурса финансирования.

Дисперсия во всех финансовых категориях повысит устойчивость организации. Если бы весь совет должен был ответить на все четыре вопроса, они найдут, что процесс занимает много времени и громоздкий. Подкомитеты представляют собой лучший форум для решения вопросов и определения соответствующих мер и систем контроля - если у их членов есть необходимые полномочия и опыт.

Что стоит знать о юридических лицах

Есть ряд особенностей, которые присущи объединениям различных организаций, деятельность которых можно охарактеризовать как некоммерческую. Эти отличия выделяют их на фоне тех сообществ юридических лиц, которые ориентированы на получение прибыли.


Подкомитеты представляют собой лучший форум для решения четырех вопросов. К сожалению, некоторые некоммерческие организации ставят людей на борт просто потому, что они профессионалы, они богаты или представляют собой определенную группу - крайне неадекватные критерии участия в совете директоров. В идеале члены правления должны иметь «следы» - рекордное участие в советах других организаций и личную историю социального обслуживания. Потенциальные члены могут быть проверены и обучены, выступая в других комитетах организации.

Члены Совета должны быть готовы взять на себя значительное время, необходимое для эффективной работы. Они должны быть широко знакомы с типом отрасли, в которой некоммерческая организация работает или имеет опыт работы на высших уровнях управления. Например, руководитель высшего звена от компании, которая управляет бюджетными гостиницами, будет хорошим кандидатом в правление неприбыльного приюта для бездомных.

Эти особенности выглядят следующим образом:

Изначальное ограничение правоспособности, на которую могут рассчитывать все виды некоммерческих организаций, подразумевающие объединение юридических лиц. Другими словами, они могут проявлять активность исключительно в тех направлениях деятельности, которые зафиксированных в законе и учредительной документации.

Профессионалы в реальной сфере деятельности организации могут показаться лучшими кандидатами в совет. Но многие из них испытывают недостаток в важном управленческом опыте, и у них может возникнуть соблазн потратить слишком много времени, угадывая работу профессионалов некоммерческих организаций - роль, выходящую за рамки совета. Профессионалы, которые также являются руководителями, однако, часто являются исключительными членами совета. В целом, члены совета директоров, которые имеют послужной список наставничества и развития, с меньшей вероятностью пересекают линию от надзора до избыточного руководства.

Возможность использования предпринимательства доступна исключительно в рамках необходимости достижения целей, определенных в качестве причины создания организации. Это может быть приобретение ценных бумаг или запуск производства, оказание услуг или участие в хозяйственных обществах. Таким образом виды деятельности некоммерческих организаций могут быть достаточно обширны, но они всегда должны иметь под собой объективное основание. Но здесь важно учесть возможность одного исключения.

Баланс и разнообразие особенно важны для подкомитетов персонала. Совет, который должен состоять из 8-12 членов независимо от размера организации, должен объединить людей, квалифицированных для работы в четырех наиболее важных комитетах: планирование, компенсация, аудит и соблюдение нормативных требований. В ревизионной комиссии должны работать финансовые руководители, ориентированные на детали. Компенсационный комитет требует от менеджеров, которые привыкли оценивать сотрудников. И комитету по планированию нужны творческие визионеры.

Для создания НО могут использоваться любые формы, допускаемые как ГК РФ, так и любыми другими законами.

Еще одной важной особенностью является тот факт, что любые виды некоммерческих организаций, формы которых не соответствуют фонду или потребительскому кооперативу, признаны несостоятельными быть не могут. Это означает, что если такие сообщества оказались должны кредиторам деньги, то нет каких-либо оснований для того, чтобы посредством решения суда перевести их в статус банкрота. Но такая организация может быть ликвидирована, а ее имущество будет использовано для возврата задолженности. Если после этого процесса останутся средства, то они направятся на достижение тех целей, ради которых НО изначально и создавалась.

Комитет по планированию имеет ключевое значение для ответа на четыре вопроса. Чтобы обеспечить интеллектуальную дисциплину, процесс планирования должен быть интегрирован с процессом бюджетирования, чтобы планы не ухудшались в расплывчатые или экстравагантные заявления о целях. Этот подкомитет должен включать в себя самых оригинальных мыслителей в совете директоров, тех, кто, скорее всего, оспаривает статус-кво. Это люди, которые могут лучше сформулировать миссию организации и определить, выполняют ли ее ресурсы эту миссию.

Члены комитета по вознаграждениям выполняют особенно важную роль, поскольку повышение уровня зарплаты в некоммерческих организациях повышается. Хотя комитеты компенсации обычно выполняют свои обзоры, сравнивая уровни компенсации в своей организации с теми, кто находится в других сопоставимых некоммерческих или коммерческих организациях, этот процесс не всегда достаточен. Очевидно, мнение общественности заключается в том, что руководители некоммерческих организаций не должны получать такую ​​же компенсацию, как и эквивалентные руководители предприятий.

Благополучатели

Изучая некоммерческие организации, цели и виды этих структур, стоит обратить внимание на тот факт, что они могут не только быть инициаторами благотворительной деятельности, но и принимать определенные средства от добровольцев и благотворителей. Такие пожертвования имеют несколько ключевых форм:

  • льготная или бескорыстная передача имущества в собственность, в том числе интеллектуальных ресурсов и денежных средств;
  • безвозмездное предложение прав пользования, распоряжения или владения какими-либо объектами или правами собственности;
  • бесплатное выполнение работ или предоставление услуг со стороны благотворителей, являющихся юридическими лицами.


Общественность говорила со своим кошельком и уменьшала свои благотворительные пожертвования для некоммерческих организаций, чьи руководители зарабатывали то, что они рассматривали как чрезмерную компенсацию. Тем не менее, некоторые члены правления считают, что руководители должны зарабатывать сумму, эквивалентную тому, что они могли бы заработать в частном секторе. Они категорически утверждают, что некоммерческие организации должны конкурировать за управленческий талант на равных условиях с некоммерческими организациями.

Но этот аргумент несколько подрывается тем фактом, что многие специалисты, работающие в некоммерческих организациях, получают зарплаты ниже, чем они получат в коммерческих организациях. Члены комитета по компенсациям должны открыто и честно оценивать, может ли общественный избирательный округ организации найти компенсацию своих руководителей чрезмерно. Им следует избегать практики некоторых компенсационных комитетов, которые занимаются значительным уловкой, скрывая часть вознаграждений своих руководителей за бонусы и другие льготы или в неконсолидированных дочерних компаниях, чтобы избежать четкого раскрытия общей суммы.

Как правило, НО создается без фиксированного срока действия. Исключение могут составлять те организации, в уставе которых подобные данные прописаны. Что касается статуса юридического лица, то его НО получают, как только будет завершена их государственная регистрация. Нужно заметить, что зарегистрировать организации некоммерческого типа достаточно сложно. Для этого понадобится немало времени, поскольку придется иметь дело с большим количество организационно-правовых форм. Из-за этого процесс разработки учредительной документации также может оказаться достаточно хлопотной задачей.

Члены Комитета должны быть готовы публично объяснить, почему они платят заработную плату. Хороший способ проверить их комфорт с компенсационными уровнями - спросить, как они будут себя чувствовать, если их имена появятся в истории на первой полосе в местной газете о некоммерческой компенсации исполнительной власти.

Насколько удобны члены комитета по компенсациям, если их имена появятся в газетной истории о некоммерческих зарплатах руководителей? Ревизионная комиссия должна контролировать внешние и внутренние аудиторы организации, если они существуют; осуществлять надзор за подготовкой своей годовой финансовой отчетности; и, самое главное, сообщать о результатах другим членам совета. Отчет ревизионной комиссии, состоящий из ошеломляющего путешествия через эти заявления, звучащие в мире, обычно бесполезен. Вместо этого в презентации комитета следует объяснить, как финансовые отчеты отвечают на четыре вопроса, рассмотренных выше.

Виды организационно-правовых форм некоммерческих организаций

Если изучить закон РФ и российский Гражданский кодекс, то можно обнаружить, что существуют четкие формы НО, которые можно применять для их создания:

  • Потребительские кооперативы. Их используют, если планируется объединение лиц на условиях членства с целью восполнения собственных потребностей в определенных услугах и товарах. При такой форме в качестве первоначальной материальной базы организации выступают паевые взносы.
  • Религиозные и общественные организации. В этом случае основой для объединения лиц служит единство их взглядов. Сама же структура создается для реализации целей, которые являются общими для участников.
  • Фонды. Им однозначно стоит уделить внимание, разбираясь в том, какие виды юридических лиц некоммерческие организации могут включать. Под фондами стоит понимать объединения, не имеющие членства, и основанные исключительно для достижения целей, полезных обществу. В качестве основного инструмента, посредством которого выполняются задачи такой организации, можно определить использование имущества. Все средства в собственность фонда передают учредители.
  • Некоммерческие партнерства. Основные виды некоммерческих организаций включают и такую форму объединения, которая основана на членстве. Она может создаваться как юридическими лицами, так и гражданами.
  • Государственные корпорации. В данном случае учредителем может быть Российская Федерация. Для формирования такой структуры был издан специальный закон. В качестве ключевых целей этой НО можно определить выполнение любых общественно полезных, а также управленческих и социальных функций.
  • Ассоциации и союзы юридических лиц. Подобные объединения используют систему членства. Виды финансов некоммерческих организаций такого типа могут иметь несколько типов в зависимости от конкретной формы структуры.
  • Автономные НО. В данном случае членство не актуально. В качестве ключевых задач определяется предоставление услуг в сфере права, здравоохранения, науки, спорта, образования и др.


Более подробно о финансах

Любые виды некоммерческих организаций нуждаются в постоянном финансировании. Для того чтобы обеспечить подобные объединения необходимыми средствами, могут использоваться несколько путей, разрешенных законом:

  • доходы, полученные благодаря долевому участию в коммерческих организациях;
  • прибыль, источником которой является предпринимательская деятельность;
  • пожертвования и добровольные взносы;
  • поступления от лиц, являющихся учредителями организации.


Финансовую и экономическую поддержку НО могут оказывать также федеральные, местные и региональные органы самоуправления. Различные виды некоммерческих организаций могут получать такую помощь в форме частичного или полного освобождения от платы за эксплуатацию муниципального и государственного имущества, льгот по налоговым платежам, а также доступа к государственным заказам.

Управление финансами

Изначально стоит понимать, что все виды финансовых ресурсов некоммерческих организаций, которые они будут использовать, определяются самими объединениями. Но при этом, согласно законодательству, они обязаны иметь смету доходов и расходов или же самостоятельный баланс. Подобные сметы являются обязательным условием для всех объединений. Их также используют в качестве финансового плана организации.

Такой план может составляться как с разбивкой на кварталы, так и на год в целом. При этом в случае запуска нескольких проектов одновременно лучшим вариантом будет составление смет для каждого из них в отдельности.


Что касается определения статей расходов и доходов бюджетных структур, то в отношении к ним применяются значительно более жесткие требования.

Принципы финансового учета НО

Ключевым направлением, в рамках которого используется учет, является фиксирование целевых поступлений и расходов, равно как и рассмотрение движения имущества.

Важно понимать, что средства, поступившие в организацию для выполнения определенных задач, должны соответствовать целевым расходам, иначе есть смысл говорить о неверном использовании финансов. Понятие и виды некоммерческих организаций изначально рассматриваются как средство достижения целей, актуальных для определенных социальных групп, поэтому финансирование должно направляться именно в это русло.

При этом подобный принцип вовсе не подразумевает необходимость использования всех полученных средств в течение года, напротив, финансы могут распределяться на несколько лет.

Итоги

Различные виды юридических лиц, коммерческие и некоммерческие организации всегда создаются с определенной целью. И если говорить о последних, то стоит отметить, что миссия подобных структур важна для общества, поскольку с их помощью достигаются изменения, улучшающие положение конкретных социальных групп.

В их число входят:

    потребительские кооперативы;

    общест­венные и религиозные организации (объединения);

  • учреждения;

    объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Потребительский кооператив

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных

потребностей. Общественные и религиозные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

ФОНД

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых он создан, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Учреждение

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Объединения юридических лиц

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном законодательством, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе. Общественные и иные некоммерческие организации, в том числе

учреждения, могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих

организаций. Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является

некоммерческой организацией. Ассоциация (союз) является юридическим лицом. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и

права юридического лица.

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, что можно признать важным свидетельством развития демократи­ческих начал в нашей общественной жизни. Государство может предо­ставлять налоговые льготы и преимущества, осуществлять целевое финансирование отдельных общественно-полезных программ, на кон­курсной основе распределять социальный заказ на выполнение раз­личных государственных программ и др.

Законодательством устанавливается принцип невмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в деятель­ность общественных объединений.

Надзор и контроль за деятельностью общественных объединений осуществляют прокуратура, орган регистрации объединения, финан­совые и иные органы в пределах своей компетенции.

Юридическое признание общественного объединения осуществля­ется путем официальной регистрации Министерством юстиции или его органами на местах, обязательным условием для этого является наличие Устава объединения. В нем, кроме указания на цели, задачи, структуру и территорию действия, должны содержаться: права и обя­занности участников объединения; компетенция и порядок образо­вания руководящих органов; сроки полномочий; источники получе­ния средств и имущества, порядок прекращения деятельности и т.д.

Отказ в регистрации общественного объединения может быть об­жалован в суд и рассмотрен в порядке гражданско-процессуального производства.

Закон об общественных объединениях наделяет их рядом прав. Так, они могут свободно распространять информацию о своей деятель­ности; участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; осуществлять издатель­скую деятельность; защищать законные интересы своих членов и участников.

Достаточно важны полномочия общественных объединений и в осуществлении народовлас­тия. Им предоставлено право выступать с инициативами по различ­ным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти; участвовать в избирательной кампании, если это зафиксировано в уставе и т.д.

В то же время общественные объединения обязаны соблюдать за­конодательство Республики Беларусь, общепризнанные принципы и нормы междуна­родного права, а также устав. Они должны ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества; предоставлять по запро­су в органы регистрации определенную отчетность, допускать пред­ставителей органов администрации на проводимые мероприятия.

Таким образом, в Республике Беларусь уже созданы и действуют необходимые пра­вовые основы для развития системы общественных объединений.

Между тем в социально-политической практике Республике Беларусь продол­жается процесс формирования многопартийной системы. Так, в про­шедших в октябре 2000 г. парламентских выборах участвовали более 30 политических партий. Произошла кристаллизация крупных партий и коалиций, которая обозначила контуры новой партийно-политической систе­мы, способной через несколько лет принять стабильный вид. В будущем, видимо, эта структура может основываться на поли­тических партиях или движениях, представляющих 4 главных направ­ления общественной жизни.

Первое - либерально-демократическое. Его сторонники высту­пают за плюрализм собственности, уменьшение вмешательства го­сударства в экономику, общецивилизованные критерии политичес­кой демократии.

Второе - государственно-предпринимательское. Партийные структуры, представляющие это направление, делают особый акцент на социальных аспектах экономического развития, на максимальном развитии производства, сохранение определяющей роли государст­ва и общественной собственности. Они выступают за построение общества смешанной экономики, политическую демократию и соци­альное партнерство.

Третье - представляет собой синтез полукоммунистических и по­лусоциал-демократических идей, которые связываются с ведущей ролью государства и общественной собственности, признанием смешанной экономики, социально-ориентированного рынка, поли­тического плюрализма, правового государства.

Четвертое - державно-патриотическое, которое выступает с по­зиций православия, народности.

Сложные процессы протекают и в профсоюзном движении Республики Беларусь. Сегодня в регионах страны действует более 30 профсоюзных объединений и профцентров. Самым массовым из них является Феде­рация независимых профсоюзов Республики Беларусь. (более 4 млн. человек). В то же время в белорусском профсоюзном движении можно выделить сле­дующие наиболее важные составляющие: традиционные официаль­ные профсоюзы; новые (альтернативные) профсоюзы; профсоюзы работников негосударственного сектора экономики.

Роль профсоюзов в жизни страны постоянно возрастает. Отказав­шись от руководства со стороны партий, освоив практику заключе­ния тарифных соглашений, приобретя опыт борьбы за экономические и социальные права работников, они становятся серьезной силой, которую нельзя не учитывать. Достаточно сказать, что в выборах Президента Республики Беларусь баллотировался представитель профсоюзов – председатель ФПБ Гончарик В.И., набравший около 20 % голосов избирателей.

1Аристотель (384 – 322 гг. до н. Эры) – древнегреческий филисоф и ученый. Учился у Платона в Афинах, учитель А. Македонского. Его сочинения охватывают все отрасли знаний того периода.

2Ленин В. И. ППС. Т. 39. С. 75.

3 Фридман Л. Введение в американское право. М., 1993. С. 105.

4 Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – 2 / 146; 2011. – № 60. – 2/1819.

5 Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 9. – 1 / 65; 2005. – № 196. – 1/7011; 2006. – № 166. – 1/7989.

6 Ведомости Верховн. Совета Респ. Беларусь.1993. № 2. Ст.18; Ведомости Национ. собрания Республики Беларусь. 1999. .№34 -35. Ст.518.

7 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 9. 1 / 65.

8 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 14. 8/ 4711.